Всех тех, кто задумывается о покупке лодочного мотора можно разделить на две большие категории. Первая категория – это опытные катерники, лодочники и яхтсмены и для них эта статья, возможно, будет мало интересна, поскольку они уже опытные морские и речные волки. Они сами всё знают, обо всём имеют своё мнение и знают, каким мотором они хотят оснастить своё маломерное судно. Поэтому будем ориентироваться на читателя, который в первый раз задумался о покупке двигателя для своего «корабля».
Речь пойдёт о подвесных моторах лодочных Parsun. В самую первую очередь хотелось бы коснуться такого момента и наверное он является самым важным. Моторная лодка или катер – это конечно не самолёт, но и не автомобиль. Отказ двигателя на маломерном судне может послужить причиной гибели его капитана и всех пассажиров. Конечно тех, кто планирует передвигаться на моторке по маленьким речкам и озёрам это заявление может только рассмешить. Тем же, кто хотя бы один раз попадал в шторм на Ладожском озере, Байкале или любом другом серьёзном водоёме отнюдь не до смеха. Отзывы о двигателях Parsun в этом отношении внушают оптимизм. Как наиболее частая поломка указывается обрыв стартового шнура. Вещь неприятная, но не смертельная. Необходимо просто зная об этом всегда возить с собой запасной шнур. Сообщений о других причинах отказов правильно обкатанных двигателей не встречается. Нужно при этом учесть, что описывается опыт эксплуатации лодочных моторов Parsun во весь период навигации и именно в нашей стране. Это говорит о том, что двигатели хорошо переносят низкую температуру воды, приближающуюся к точке замерзания.
Как следующее достоинство ПЛМ (подвесной лодочный мотор) Parsun можно отметить возможность работы в двух стационарных положениях. Такая возможность предусмотрена для всей линейки двигателей. Необходимо это для того чтобы иметь возможность ездить по мелководью, в условиях сильной засорённости воды плавающим мусором, например, корягами или когда велика вероятность, наткнуться на подводные камни. В общем, в тех местах, где водится водоплавающая дичь и которые любят некоторые виды рыб. Кстати, ещё одним преимуществом двигателей Parsunполезным для охотников является их малый уровень шума. То, что эти лодочные моторы работают очень тихо, отмечают в своих отзывах практически все, кто их использует. Достигается такая тихая работа системой выхлопа. Выхлопные патрубки выведены в винт, и выхлоп идёт под воду. Возникает логичное предположение, что такая особенность конструкции может негативно отразиться на результатах активной рыбалке методом троллинга. Однако каких-либо жалоб на это в отзывах об эксплуатации лодок оснащённых ПЛМ Parsun не встречается.
Линейка двигателей Parsun включает в себя как двухтактные, так и четырехтактные двигатели с диапазоном мощности от двух до пятидесяти лошадиных сил. Это даёт возможность подобрать подходящий мотор практически для любого маломерного судна. При выборе ПЛМ необходимо учитывать соотношение мощности двигателя и суммарного веса судна, его груза и пассажиров, самого мотора и запаса топлива. На каждую лошадиную силу мощности двигателя должно приходиться порядка тридцати килограммов водоизмещения маломерного судна. Такое соотношение даёт возможность выйти на режим глиссирования. Это значение рассчитано для плоскодонных лодок. Для мореходных судов, которые имеют хорошую килеватость, это соотношение уменьшается до двадцати пяти килограммов водоизмещения на одну лошадиную силу мощности. Также нужно помнить о том, что мощность двигателя не должна быть больше, указанной в техническом паспорте маломерного судна. Это связано с такой величиной, как динамическая остойчивость судна. При превышении мощности двигателя безопасной величины катер или лодка могут стать не управляемыми. С большой вероятностью – это приведёт к печальным последствиям.
Споры о преимуществах и недостатках двухтактных и четырёхтактных ПЛМ ведутся уже не один год, и нет им конца и края. Линейка лодочных моторов Parsun включает и те и другие двигатели с похожими характеристиками. Поэтому выбор количества тактов является в значительной степени делом личного вкуса. Следует отметить, что к достоинствам четырёхтактных двигателей относится большая экономичность, меньшая вредность выхлопа и меньший уровень вибраций. Связано это с тем, что эти моторы в большей степени дожигают топливо во время рабочего цикла. Однако у двухтактных двигателей большая удельная мощность на единицу рабочего объёма и меньший общий удельный вес агрегата на единицу мощности. Ещё одной причиной большего уровня загрязнения который создают двухтактные ПЛМ служит необходимость добавления моторного масла в их топливо. Недогоревшие его остатки выбрасываются через выхлопную трубу непосредственно в воду и создают характерные масляные разводы.
Большая линейка ПЛМ Parsun и использование в их конструкции большого количества взаимозаменяемых деталей, внушает оптимизм по поводу возможного текущего обслуживания и ремонта этих моторов. К сожалению, такие процедуры неизбежны при длительной эксплуатации техники. Доступность запчастей и ремонтопригодность двигателейParsun может послужить ещё одним мотивом для выбора подвесного лодочного мотора именно этой марки.