Site icon Энциклопедия Спиннингиста

НАХЛЫСТОВЫЕ ЩУКИ ИЗ ЗАПРЕССОВАНОГО ОЗЕРА

«А что, тут есть голавли?», – спросил дебелый мужик, он был первый, кто решился к нам подойти. В руках он держал тяжёлый спиннинг, массивная блесна беспорядочно болталась на весу. «Вроде бы, нет», – ответил Арсен. При этом его правая рука выпрямилась за спиной, раз! – и шнур полетел в строну прошлогоднего камыша. Через секунду, изменив траекторию и описав петлю, оранжевая струна тихо легла на воду. Теперь левой рукой Арсен каждые две секунды рывками подтягивал шнур к себе, проводя небольшой стример в толще воды. Никаких голавлей тут, конечно, нет. Зато много щуки, ведь озеро регулярно зарыбливают. Однако, на щуку мы выехали не потому, что любим и умеем её ловить, а совсем по другим причинам…Так же стоит обратить внимание на Бизнес-коач,если вам надоела текучка, хочешь увеличить прибыль и масштабироваться?Оставь заявку на тренинг,перейдя по ссылке на сайт.

Есть принципы, от которых нельзя отступаться. Как бы ни хотелось подышать воздухом апрельской карпатской реки, но мы для себя решили – пока нерестится хариус и его собратья, беспокоить их нельзя! И неважно, что есть участки, где ловля разрешена. Они станут актуальны с середины мая, а пока там ловить не нужно. Но ведь и сидеть дома без дела не хочется – руки так и чешутся побросать шнур и что-нибудь поймать. Арсен как раз перед этим хорошо отловился на одном щучьем платнике, вот туда мы и решили поехать – может, снова удастся поймать щуку нахлыстом? Нужно было проехать небольшой участок по старой дороге – я старательно объезжал ямы, а Арсен рассказывал мне всё про свой предыдущий выезд на этот водоём.

«Конец напряжённой рабочей недели не сулил какого-либо позитива… Ещё и погода, как для середины апреля, не баловала весенним теплом. Известие о том, что первая половина пятницы у меня будет свободна, пробудила боевое настроение, у нахлыстовика проснулась страсть к авантюрам. Душа рвалась куда-нибудь подальше от людей, но я понимал, что ехать в горы на три часа смысла нет. Перебирая возможные варианты, что могут быть доступны поблизости от Львова, я вдруг припомнил «Озёрный край» – в памяти всплыли романтические воспоминания о том, как я там пять лет назад делал предложение своей жене.

Итак, решено! Еду терроризировать тамошнюю «аквариумную» щуку, а заодно и испробую перед поездкой на Дунаец новую снасть 8-го класса.
В рабочий день компаньона для поездки найти не удалось, поэтому, упаковав снасти, в 7:30 в одиночестве неспешно выезжаю в сторону платника. Мои надежды на то, что в будний день рыболовов будет немного, развеялись сразу, как только я въехал на территорию хозяйства. На парковке стояло порядка двадцати машин. «Может, это карпятники?», – мелькнуло в голове. Но, не с моей удачей – на щучьем озере уже ловили 27 спиннингистов!

За несколько метров друг от друга в воду булькали воблеры, силикон, блёсны. Печально, но возвращаться домой я не был настроен, а потому присмотрел для себя свободных метров семь берега по другую сторону дамбы. Пока добирался до места, увидел двух пойманных щучек весом граммов по четыреста. Ребята сказали, что с утра рыба была активнее. Ну, ничего – моя от меня никуда не уйдёт…
Собираю снасть, ставлю шнур с тонущим концом, флюорокарбоновый поводок диаметром 0,5 мм, цепляю 10-сантиметровый стример. Исполненный энтузиазма, делаю первый заброс. Следует филигранная проводка и… ничего. Пятый, десятый, двадцатый забросы заканчиваются аналогично. Что-то я делаю не так… Меняю длину и интенсивность стрипов, глубину проводки, продолжительность пауз… Полный ноль. А ребята по соседству тем временем ловят ещё двух щучек.

Делаю перекур. Успокаиваюсь. Меняю приманку, ставлю стример поменьше – серебристый с красной опушкой. И на первом же забросе есть контакт с рыбой. Значит, я на правильном пути! Забрасываю в ту же точку, делаю чуть более долгую паузу, и следует долгожданный удар – эта уже не сойдёт. Прут плавно гасит рывки рыбы, и вскоре килограммовая красавица оказывается в подсаке.
Щучий сезон открыт! Несколько фото на память, и рыба плывёт в озеро, но уже на кукане. Хозяева не поощряют отпускание улова, но если правильно извлечь крючок из пасти, то ничего страшного не произойдёт. Всё-таки, одинарный безбородый крючок – это не тройник спиннингиста. Как оказалось, ключик к клёву я действительно подобрал – за следующие полтора часа в моём подсаке побывали ещё 11 щук весом от 0,75 до 2 кг. Все они, кроме самой маленькой, которая оказалась самой голодной и заглотила стример по самые жабры, и первой, килограммовой, благополучно уплыли подрастать.

Кроме этого, было ещё где-то пять сходов и один срез флюра, который случился по моей вине – я просто не проверил состояние поводка после вываживания предыдущей щуки. Я теперь с доброй симпатией поглядывал на спиннингистов – рыба уже была не столь активна, заработать поклёвку им становилось всё труднее; каждый раз, когда слышался звук моего фрикциона, они нервно переминались и портили себе здоровье курением.
В 11:00 я решил закругляться. На кукане висело два хвоста – это домой, на ужин. За рыбу я заплатил 100 грн. и 30 грн. за саму рыбалку. Только подойдя к машине я почувствовал, как же у меня болит спина! Вкладываться приходилось в каждый заброс, 8-ой класс – это не шутка! Особенно если учесть тот факт, что ближе двадцати метров от берега щука клевать отказывалась, а неприятный боковой ветер отнюдь не помогал…

Так что, рыбалка получилась довольно трудовой, но познавательной. А «Озёрный край», как вариант отвести душу на несколько часов, однозначно следует иметь ввиду, там можно испытать массу положительных эмоций».
Арсен – не только романтик, он бывший спиннингист, переловивший в своей жизни немало щук. А вот я в этом смысле полный дилетант. С нахлыстовой снастью несколько раз рыбачил на озёрах или реках, но из тамошней рыбы на мушку ничего, кроме карася, окуня, плотвы и краснопёрки, я не ловил. Щуку на стример мне никак не удавалось поймать. Но сейчас, идя по проторённому Арсеном пути, я как-то даже и не сомневался, что наконец познакомлюсь с зубатой хищницей.

Мы приехали на водоём в седьмом часу утра, а стоянка была уже забита машинами. Заплатив по 30 гривен на входе, мы вышли к каскаду озёр. Я тут впервые, поэтому полностью полагался на Арсена, который уверенно повернул налево и повёл меня за собой. Он облегчённо вздохнул, когда увидел, что его прошлая точка свободна. Но, как и тогда, по берегу через каждые десять метров стояли стеной спиннингисты. Как-то перемещаться между ними было сложно, да и сами они расположились не слишком комфортно – кто где стал, там всё время и ловил. Озеро прямоугольное, может даже, квадратное. Есть лишь один заливчик, возле которого я и остановился. Арсен стал немного в стороне, перед чистым водным пространством. Я быстро разложил своё удилище – «пятёрку» от Strike в комплекте со своей первой нахлыстовой катушкой Jaxon. Страшно подумать, но ей уже десять лет. Столько же и шнуру Cortland. Этими снастями в Карпатах я не ловлю, пользуюсь ими только на озёрах или когда охочусь за голавлём. Единственное, я дополнительно закрепил катушку на удилище, ведь сегодня придётся делать много интенсивных забросов. Возможно, крепление после этого выглядело не столь эстетично, но оно было надёжное.

Шнур продолжал метровый подлесок, потом карабин, потом ещё флюорокарбоновый подлесок диаметром 0,5 мм, стальной поводок, изготовленный Арсеном, после все-
го этого – металлическая застёжка, к которой был пристёгнут стример.
Первой я поставил объёмную приманку со злыми красными глазами и уже на третьей проводке ощутил чёткий удар. Нужно заметить, что решил обловить именно этот заливчик, до которого почему-то никому не было дела. Я сразу заметил там несколько бурунов, а потом и всплесков на поверхности. Тут-то и сказались первые преимущества нахлыста над спиннингом, если ловить на водоёме, где силён рыболовный прессинг, – заметив какое-то движение под поверхностью воды, нахлыстовик может за секунду выдернуть шнур и перезабросить его в нужную точку. А спиннингисту придётся крутить катушку, теряя драгоценные мгновенья.

Сменив несколько стримеров, я поставил чёрно-синюю приманку, которая вообще не имела никакой игры. Когда мы только вязали стримеры, Арсен по поводу этой моей приманки иронизировал и назвал её «метлой». Может, оно и так, но именно на этот стример (на продолжительной паузе) я и взял свою первую щуку. Вообще, пауза – это очень ответственная фаза проводки, к ней нужно относиться максимально серьёзно. По моим общим наблюдениям, главное правило относительно паузы в нахлысте следующее: «Чем более тяжёлый стример, тем короче паузы». Конечно, для опытных нахлыстовиков-щукарей я Америку этим не открыл, но для меня самого это было открытие. Дело в том, что в «прошлой жизни» я больше ловил карпов, а со спиннингом за щукой охотился от случая к случаю, и про какие-то там паузы вообще не думал. Вспоминаю, что как-то налупил довольно крупных окуней на силикон, ведя его банальной равномеркой. Про паузы и другие хитрости проводки я узнал потом, когда уже отошёл от спиннинга и уверовал в нахлыст.

Так вот, после заброса (далеко мне забрасывать тут не приходилось, что и хорошо, потому как я не особый мастер кастинга) я давал стримеру немного погрузиться, после чего делал неторопливый стрип и ждал, отсчитывая от двух до четырёх, в зависимости от того, есть на стримере головка или нет. Позже, когда взошло солнце, щука стала не столь активна, и проводку пришлось изменить. Стример я ставил потяжелее, давал ему опуститься до дна, после чего начинал исполнять почти спиннинговую рывковую проводку. Собственно говоря, вся рывковость заключалась в том, что проводка стала быстрой и резкой. И именно благодаря такой анимации мне этим утром удалось поймать свою самую крупную щуку.

Но давайте вернёмся к началу рыбалки… Соседи-спиннингисты с недоумением поглядывали искоса на наши забросы овер-хед и насмешливо ухмылялись. Правда, час спустя направление их мыслей переменилось, особенно убедительно выглядел момент, когда мы с Арсеном тащили щук одновременно. К моему заливчику уже регулярно стали наведываться гости, которые не стеснялись забрасывать свои «железяки» прямо передо мной.
Поймав свою первую щуку, я продолжал облавливать тесный заливчик, уделяя наибольшее внимание прибрежной водной растительности. Там я поймал вторую и третью щуку, правда, уже на другой стример. Переливаясь красно-синими оттенками, в воде он напоминал воблер Yo-Zuri L-Minnow 44. У меня когда-то такие были, но несколько лет назад я раздал это добро знакомым. Разница была в том, что стример длинный, тонкий, на безбородом крючке. Пока я тихо ловил в заливчике щук, Арсен со своей снастью 8-го класса работал на дальнобойность, стараясь выбросить как можно больше шнура. Во время одного из таких забросов послышался характерный хруст. Наверное, это последнее из того, что хотелось бы услышать рыболову – новая удочка Арсена сломалась у самой рукояти, не выдержав нагрузок. У меня с собой была старая запасная «пятёрка», Арсен взял её, а свою поломанную удочку отложил в сторону. Но он и моей так махал, что у меня глаза на лоб лезли от удивления. Я и не предполагал, что эта старушка способна на такие выкрутасы. Это лишнее подтверждение тому, что в умелых руках и десятилетняя удочка от Jaxon превращается в крутую модель от Orvis или Sage… Впрочем, не исключено, что это именно шнур 8-класса так загружал её.

Тем временем, я просто наслаждался! Кроме щук, поймал ещё хорошего карася – взял он не на паузе, а на самой проводке. Что интересно, когда мне надоело ловить щук и дразнить этим спиннингистов, я поставил нимфы и попытался ловить карасей, которые плавали совсем рядом – их хорошо было видно в поляризационных очках. Однако, толстяки лишь провожали равнодушным взглядом проплывающие мимо нимфы. Тогда я снова переключился на ловлю щуки: были и поимки, и сходы, и холостые удары… Всего мы с Арсеном вытащили по шесть зубатых красавиц, и хоть товарищ был недоволен их размером, меня они устраивали вполне.

Когда мы несли щук на взвешивание, шнур кукана резал мне руку, но это неудобство скрашивалось взглядами спиннингистов, которыми те нас провожали. Ещё раньше один из них подошёл и сказал: «Первый раз вижу живых нахлыстовиков. Можно потрогать то, чем вы бросаете?..». Он потрогал шнур и пожаловался: «А у меня ни единого удара». Из того, что мы видели, наши соседи за всё время поймали трёх щук на всех.
Можно предположить, почему спиннинговые приманки не работали, тогда как стримеры показали прекрасный результат. Арсен считает, что на запрессованном озере щуке давно примелькались силикон, «железо» и воблеры – она их остерегается и избегает. А вот непривычные стримеры её заинтересовали. Я в этом вопросе с Арсеном полностью согласен. Откровенно говоря, сомневаюсь, что те, кто побежал занимать наше место после того, как мы его освободили, имели там успех.

Я взял домой четыре рыбины, заплатив за них 140 гривен (55 грн./кг). Тут я взял щук с чистой совестью, вот если поймал бы их в реке, то, пожалуй, отпустил бы. Таким образом, мы убили двух зайцев: прекрасно отдохнули, хоть провели на озере всего несколько часов; хорошо размялись перед долгожданной поездкой в Польшу на фантастическую реку Дунаец. Но это уже другая история…